«Обновки» для транспортного налога |
![]() |
Н. Калохина
Право на авансы Настал конец спорам по поводу правомерности взимания региональными властями авансовых платежей. Теперь законодатели ввели в главу 28 Налогового кодекса понятие отчетного периода по транспортному налогу. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК). Соответственно по итогам каждого квартала фирмы будут перечислять в бюджет региона авансы по налогу. При этом устанавливать отчетные периоды – право, а не обязанность региональных властей (п. 3 ст. 360 НК). Если власти не пропишут в региональном законе о транспортном налоге требование платить авансы, то фирмы будут рассчитываться с бюджетом субъекта по старинке, раз в год. Именно так, кстати, поступили московские законодатели. Они не стали обременять своих налогоплательщиков поквартальной сдачей отчетности и уплатой авансов. И «назначили» отчетным периодом год (Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. «О транспортном налоге» в редакции Закона от 9 ноября 2005 г. № 53). Алгоритм расчета Авансовый платеж равен 1/4 от произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК). А «финальная» сумма налога, которую нужно заплатить по окончании IV квартала (по итогам года), равна разнице между налогом, рассчитанным за год, и суммой уплаченных в течение этого года авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК). Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, то сумму аванса и налог по итогам года нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на фирму, к числу календарных месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считают за полный месяц. Рассмотрим сказанное на примере.
В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансы по транспортному налогу рассчитывают без нарастающего итога. А при исчислении размера доплаты за год вычитают все три авансовых платежа. Отчитываемся и платим Теперь форму расчета по авансовым платежам и форму самой налоговой декларации будет утверждать Минфин (п. 1, 2 ст. 363.1 НК). ФНС уже внесла на рассмотрение финансистов проекты новых форм отчетности по транспортному налогу. Пока их не утвердят, фирмы могут применять формы, установленные приказом МНС от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724. Сроки сдачи отчетности определены в пункте 3 статьи 363.1 Налогового кодекса. Расчеты по авансовым платежам нужно сдавать не позднее последнего числа месяца, следующего за окончившимся отчетным периодом. То есть фирмы должны отчитываться не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября соответственно. Налоговую декларацию нужно сдать не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть срок сдачи декларации за 2006 год – до 1 февраля 2007 года. Отчетность сдают в налоговую инспекцию по месту регистрации транспортных средств (п. 2 ст. 363.1 НК). Что касается уплаты налога и авансов по нему, их перечисляют по месту нахождения транспортных средств. При этом сроки платежей устанавливают местные законотворцы (п. 1 ст. 363 НК). Обратите внимание: сроки уплаты авансовых сумм местные власти могут установить как раньше, так и позже сроков представления налоговых расчетов. А вот для срока доплаты налога за год предусмотрено жесткое условие. Его нельзя установить раньше даты предоставления годовой налоговой декларации. Что могут местные власти Как и раньше, у региональных властей останется право решать, устанавливать или не устанавливать транспортный налог на своей территории. Они по-прежнему будут определять, кому предоставить налоговые льготы и какие налоговые ставки назначить для «нельготников». Базовые налоговые ставки указаны в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса. Региональные власти могут их увеличивать или уменьшать, но не более чем в 5 раз. К нововведенным полномочиям местных законодателей относится право устанавливать или не устанавливать отчетные периоды и авансовые платежи по налогу. А также право определять сроки уплаты налоговых сумм в региональный бюджет. Кроме того, некоторые права местная власть утратила. А именно: теперь она не будет устанавливать формы налоговой отчетности и сроки ее представления в инспекцию. |