Уплата налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. Печать

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. от 24.07.2002) Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", на основании которого взимался налог на пользователей автомобильных дорог, утратил силу с 1 января 2003 г.

В связи с выходом Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) у налогоплательщиков возникает много вопросов относительно порядка уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. Статья 2 Закона N 110-ФЗ, исключающая пп."м" п.1 ст.19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации), согласно ст.21 Закона N 110-ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002 N 30).

Согласно ст.ст.17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Приложением N 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Таким образом, доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог учтены в 2002 финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации, а также в федеральном бюджете.

Статьей 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Соответствующих изменений в Закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносилось.

Порядок уплаты налога за 2002 г. определен в ст.4 Закона N 110-ФЗ, в соответствии с которой налогоплательщики независимо от учетной политики, применяемой для целей налогообложения в 2002 г., уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. до 15 января 2003 г. (т.е. последний день уплаты налога - 14 января 2003 г.). При этом для налогоплательщиков, определявших в 2002 г. выручку от реализации для целей налогообложения по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. определяется как сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), отгруженной (поставленных, выполненных, оказанных) и оплаченной по состоянию на 1 января 2003 г., и дебиторской задолженности за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченную по состоянию на 1 января 2003 г. Суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на 1 января 2003 г.

Учитывая, что Законом N 110-ФЗ определен 10-дневный срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог по истечении срока, установленного для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 г. только для субъектов малого предпринимательства, налогоплательщики, имевшие по отчетным данным предыдущего квартала размер среднемесячного платежа не более 2 тыс. руб., уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. в сроки, установленные ст.4 Закона N 110-ФЗ, т.е. до 15 января 2003 г.

Представление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. производится по установленной форме (Приложение N 2 к Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды") (далее - Инструкция N 59) в срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 г. Согласно Закону "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

В п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, указано, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п.75 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Сумма списанной задолженности учитывается на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безнадежная к получению, отражаются по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" (по старому Плану счетов) или по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" (по новому Плану счетов). По нашему мнению, организации, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по ее оплате, при расчете налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. не включают в нее суммы дебиторской задолженности, списанные в убыток и числящиеся на забалансовых счетах организаций.

Организации, осуществлявшие торговую деятельность и определявшие в 2002 г. выручку от реализации для целей налогообложения по ее оплате, налоговую базу по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. определяют исходя из суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, отгруженных и оплаченных по состоянию на 1 января 2003 г., а по дебиторской задолженности за товары, отгруженные, но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., как сумму разницы между дебиторской задолженностью (продажной ценой) и покупной ценой товаров, отгруженных, но не оплаченных на 1 января 2003 г. Согласно п.35 Инструкции N 59 при исчислении налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог в нее не включаются налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы и экспортные пошлины.

Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" принят 18.10.1991, т.е. до вступления в силу Конституции Российской Федерации и части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В ст.5 данного Закона определены налогоплательщики (п.1), объект налогообложения - операции по реализации продукции (работ, услуг), налоговая база - сумма денежных средств, вырученных от реализации, налоговая ставка - процент от выручки (п.2), а также налоговые льготы (п.3). Что касается порядка исчисления налога, то по смыслу данной статьи налогоплательщик делает это самостоятельно исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Порядок же и сроки уплаты налога (ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц) установлены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 "Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации" (с изменениями от 27.12.2000) (Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ действие Постановления N 2235-1 было приостановлено с 01.01.2002 по 31.12.2002).

В соответствии со ст.19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом, порядок зачисления которого в дорожные фонды определяется законодательными актами. Постановления Верховного Совета Российской Федерации входят в систему законодательных актов Российской Федерации. Статья 5 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" содержит размер ставок федерального налога на пользователей автомобильных дорог, а также процентную ставку при зачислении средств налога как в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации (до 1 января 2001 г.), так и в территориальные дорожные фонды, из чего следует, что установленный Постановлением срок уплаты налога относится как к Федеральному дорожному фонду Российской Федерации, так и к территориальным фондам. Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", действовавшая до 10 июля 2000 г., а с 10 июля 2000 г. - Инструкция N 59 сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не устанавливали, а разъяснили порядок исчисления и уплаты налога в срок, установленный указанным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие ст.ст.13, 14 и 15 НК РФ, содержащих перечень соответствующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов, подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены ст.ст.19, 20 и 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Следовательно, предусмотренные пп."м" п.1 ст.19 данного Закона налоги, служащие источником образования дорожных фондов, включая налог на пользователей автомобильных дорог, подлежат взиманию в обычном порядке впредь до их отмены и (или) установления частью второй НК РФ иного законодательного регулирования ранее возникших налоговых правоотношений.

Требование об установлении в самом налоговом законе всех элементов налогообложения, перечисленных в ст.17 НК РФ, в том числе ранее не упоминавшихся в утративших силу положениях Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 1 января 1999 г. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 04.10.2001 по жалобам ОАО "Авиакомпания "Челябинское авиапредприятие", ООО "УралИНКО - Аудит" и ОАО "Копейский машиностроительный завод". Отсутствие в ст.5 Закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" указания на налоговый период не имеет решающего значения для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога, поскольку эта обязанность возникает ежемесячно по итогам работы за истекший месяц, а излишне уплаченные суммы налога подлежат зачету (возврату) на общих основаниях, предусмотренных ст.78 НК РФ.

Часто у налогоплательщиков возникает вопрос о правомерности действий налоговых органов по начислению пеней при уплате налога позднее установленного срока (до 15-го числа следующего месяца). Пункт 1 ст.75 НК РФ содержит определение понятия "пени" как денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Анализ ст.75 в целом, а также других положений НК РФ позволяет сделать вывод, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п.1 ст.57). Эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п.3 ст.57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п.2 ст.58); если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (п.1 ст.55 НК РФ).

Поскольку п.10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации предусмотрено, что налог на пользователей автомобильных дорог вносится ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц, то следует считать, что датой, по истечении которой налоговый платеж считается произведенным с нарушением установленного срока и возникает возможность начисления пеней, является 15 число соответствующего месяца. Правомерность начисления пеней за уплату налога на пользователей автомобильных дорог позже установленного срока (за истекший месяц до 15-го числа следующего месяца) подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04.07.2002 N 200-О.

Н.Кускова Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Источник http://pravcons.ru