Можно ли вернуть налог на пользователей автодорог Печать

Е.Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»

Упразднение налога на пользователей автодорог неожиданно вызвало очень много споров. Как считают предприятия, законодатели отменили налог на пользователей автодорог уже с 31 августа 2002 года. По мнению же налоговиков, НПАД нужно было платить до конца 2002 года. Недавно арбитражный суд Западно-Сибирского округа высказал свою точку зрения по этой проблеме.

Основания говорить о том, что НПАД и налог с владельцев транспортных средств с 31 августа 2002 года взиматься не должны, дал Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ». Вводя с 1 января 2003 транспортный налог, авторы этого закона по халатности исключили дорожные налоги из установленного законом об основах налоговой системы перечня федеральных налогов с 31 августа 2002 года.

В результате с этого момента появились основания оспаривать в суде законность взимания налога на пользователей автодорог.

Ситуация

Организация обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного в октябре 2002 года налога на пользователей автодорог. Налоговики отказали предприятию в возврате налога.

По мнению налоговой инспекции, исключение подпункта «м» пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» с 31 августа 2002 года не означает отмены НПАД с этой же даты.

Одновременно с исключением подпункта «м» из пункта 1 статьи 19 Закона РФ № 2118-1 в пункт 1 статьи 20 этого же закона введен подпункт «ж» и в состав региональных налогов включен транспортный налог.

В Закон РФ от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах РФ» также внесено изменение. В соответствии с ним целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов образуются, в частности, за счет транспортного налога.

Налоговики полагают, что НПАД по смыслу Закона РФ № 110-ФЗ не отменен, а заменен транспортным налогом. Статьей 4 Закона № 110-ФЗ на организации возложена обязанность исчислить и уплатить НПАД по выручке за продукцию, отгруженную и оплаченную на 1 января 2003 года, в срок до 15 января 2003 года.

Из статьи 20 Закона № 110-ФЗ следует, что НПАД будет отменен с 1 января 2003 года. Это соответствует и статье 53 Бюджетного кодекса РФ. По мнению налоговиков, то обстоятельство, что статьи 4 и 9 Закона РФ № 110-ФЗ вступили в действие не с 31 августа 2002 года, а с 1 января 2003 года, не изменяет общего смысла этого закона. В соответствии с ним НПАД нужно начислять и выплачивать с 31 августа 2002 года по 1 января 2003 года.

Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось в суд.

Суд в своем решении поддержал организацию. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменений.

Налоговики не согласились с мнением суда и обратились с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований организации. По мнению налоговиков, факт излишней уплаты НПАД не может считаться установленным. Следовательно, переплата по НПАД отсутствует.

Решение

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем постановлении от 14.04.2003 № Ф04/1753-262/А75-2003 жалобу налоговой инспекции отклонил. Свое решение судьи обосновали так.

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ» были внесены изменения в статью 19 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 « Об основах налоговой системы в РФ». Согласно этим изменениям, из перечня федеральных налогов исключены налоги, служащие источником образования дорожных фондов. Эти налоги зачислялись в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в РФ.

Согласно статье 3 Закона РФ от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ», в число этих налогов входит НПАД.

В силу статьи 21 Закона РФ № 110-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, которые вводятся в ином порядке.

В соответствии со статьей 2 НК РФ отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ регулируются законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 1 НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени определено статьей 5 НК РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы в РФ.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о федеральном бюджете на соответствующий год.

Руководствуясь названными нормами, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что при разрешении вопроса о порядке вступления в силу отдельных положений налогового законодательства следует применять нормы налогового, а не бюджетного законодательства. Как указал суд, бюджетное и налоговое законодательство имеют самостоятельные предметы регулирования.

Налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах с положениями Бюджетного кодекса РФ. Статья 5 НК РФ не ставит порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в зависимость от внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на соответствующий год.

Судом не принята ссылка налоговиков на статью 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, так как в соответствии со статьей 21 этого закона указанная статья вступает в силу только с 1 января 2003 года.

На этом основании судьи пришли к выводу, что налоговая инспекция должна вернуть организации сумму излишне уплаченного НПАД.

Советы

МНС России в своем письме от 12.07.2002 № 03-2-06/2/1794/24-Щ187 «О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог» справедливо замечает, что федеральное законодательство не делегировало региональным органам власти полномочия по установлению сроков уплаты НПАД. Им было предоставлено лишь право изменения ставки налога, поступающего в территориальный дорожный фонд.

Кроме того, МНС России официально признало, что на федеральном уровне сроки уплаты НПАД и продолжительность налогового периода не установлены.

Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», НПАД отнесен к прочим федеральным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет.

Однако еще в октябре 2002 года Конституционный Суд РФ обнародовал свое постановление от 04.07.2002 № 200-О. Суд четко указал, что в России подлежат взиманию только те налоги и сборы, которые установлены статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ».

Поэтому ссылка МНС на бюджетное законодательство несостоятельна.

Это позволяет сделать вывод: раз начиная с 31 августа 2002 года НПАД не предусмотрен ни одной из трех действующих статей Закона № 2118-1, значит, с этого момента его взимание незаконно.

Поэтому, если налоговики все-таки попытаются взыскать НПАД за период с 31 августа 2002 года по 1 января 2003 года или вы решитесь вернуть уже уплаченную сумму, обращайтесь в суд.