К нам в руки попала «тайна за семью печатями» – методичка по проведению
камеральной проверки декларации по транспортному налогу для служебного
пользования налоговиков.
«Секретная» методичка утверждена приказом МНС от 17 июня 2004 г. № САЭ-4-21/37дсп
(в информационно-правовых базах этого документа нет). К сожалению, а может
быть, и к счастью, она, как и другие последние материалы налоговиков «для своих»,
далеко не сенсационна и не может похвастать неизвестными ранее разъяснениями.
Методичка разъясняет, как проверить декларацию по транспортному налогу по форме,
которая утверждена приказом МНС от 29 декабря 2003 г. № БГ-3-21/724.
Напомним также, что камеральную проверку инспектор проводит по месту нахождения
налоговой инспекции. При этом выписывать решение на ее проведение не требуется.
Об этом говорится в статье 87 Налогового кодекса.
С чего начинается проверка
Получив в руки декларацию, проверяющий инспектор визуально оценит правильность
ее оформления и обратит внимание на соблюдение срока ее подачи.
Затем ревизор проверит правильность арифметического подсчета. То есть пересчитает
приведенные в декларации показатели. При этом если для проверки раздела 1 декларации
инспектору хватит простого калькулятора, то раздел 2 потребует от инспектора
побольше трудозатрат. Ему нужно будет покопаться в бумагах. Впрочем, справедливости
ради надо отметить, что без этого он вообще не сможет провести камеральную
проверку. Дело в том, что фирма заполняет строку 050 «Налоговая база» (мощность
двигателя в лошадиных силах) и некоторые другие строки декларации на основании
технического паспорта машины и документа о ее госрегистрации. У налоговиков
этих документов нет. Однако у них есть сведения о регистрации транспорта, полученные
из ГИБДД, в которые они и будут смотреть.
Если данные декларации не совпадут с информацией, полученной из ГИБДД, то
инспектор направит фирме требование показать ему техпаспорт и документ о госрегистрации.
А вот если сведения с этих двух сторон не совпадут между собой, тогда налоговики
будут искать правды в ГИБДД. При этом в методичке не оговариваются возможные
варианты развития событий. Тем не менее можно сделать вывод, что вина фирмы
в таком случае совершенно исключается.
Объект налогообложения
С прямыми владельцами транспорта все понятно: являешься собственником машины
– плати налог. Неясности могут возникнуть, например, по транспорту, передаваемому
в лизинг. Владелец у него до окончания договора лизинга одно лицо, а пользователь
– совсем другое. И транспортный налог в данном случае не всегда должен платить
фактический собственник транспорта.
Для прояснения ситуации налоговики дают ссылку на пункт 2 статьи 20 Закона
от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В нем сказано,
что транспорт регистрируется по соглашению сторон на лизингодателя или лизингополучателя.
Регистрация машины на лизингодателя проводится в общем порядке по месту его
нахождения. И в таком случае он становится плательщиком налога. А вот регистрация
транспорта на лизингополучателя имеет некоторые ограничения. В частности, ГИБДД
делает на такое лицо временную регистрацию на срок действия договора лизинга.
И по такой временной регистрации лизингополучатель должен сам платить транспортный
налог.
Налоговики рассмотрели в методичке еще одну ситуацию. Лизингодатель может
передать лизингополучателю транспорт, который уже зарегистрирован в ГИБДД на
имя лизингодателя, и временно его зарегистрировать в ГИБДД по месту нахождения
лизингополучателя. В таком случае, по мнению налоговиков, плательщиком налога
останется лизингодатель.
Методические рекомендации обязывают инспекторов проверить и специальный коэффициент.
Его рассчитывают фирмы, которые в течение отчетного года приобретали и (или)
продавали транспорт, то есть владели им меньше 12 месяцев. Напомним, что коэффициент
рассчитывается следующим образом: количество месяцев владения транспортным
средством в отчетном году делится на количество месяцев всего отчетного года.
Газель – грузовик или нет?
Кроме того, инспекторы будут волноваться о том, правильные ли вы применяете
ставки по транспортному налогу. И не решили ли вы, что небольшой грузовик –
на самом деле машина легковая? Ведь водителю не нужна дополнительная категория
в правах для управления такой машиной.
Все спорные моменты налоговики собираются решать с помощью пункта 5 приложения
6 к Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Однако остается загадкой, чем
им сможет помочь указанный пункт. Данное приложение полностью посвящено порядку
оформления водительских прав. Вероятно, они имели в виду таблицу к приложению
6 указанной конвенции. В ней кратко описаны категории транспорта. Так, например,
к грузовым отнесены автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный
максимальный вес которых превышает 3500 кг.
Более убедительно выглядит предложение чиновников определять категорию транспорта
по Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств,
утвержденному совместным приказом МВД, ГТК и Госстандарта от 30 июня 1997 г.
№ 399/388/195. В приложении 3 к этому документу приведена сравнительная таблица
категорий транспортных средств. Она составлена по классификации Комитета по
внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации
Конвенции о дорожном движении. Однако по тексту таблица почти полностью повторяет
трактовку, приведенную в вышеуказанном приложении 6 к конвенции.
А сколько это в лошадиных силах?
Другая головная боль налоговиков при проверке деклараций – это правильный
пересчет налоговой базы из метрических единиц мощности (кВт) в лошадиные силы.
Порядок пересчета приведен в пункте 19 Методических рекомендаций по применению
главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса. Они утверждены приказом МНС
от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. Так, для пересчета нужно воспользоваться
переводным коэффициентом: 1 кВт = 1,35962 л. с. Полученный результат округляется
до двух знаков после запятой.
Пример
Водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя 155,0 кВт. Мощность
двигателя в лошадиных силах составит:
155 кВт х 1,35962 = 210,74 л. с.
Пересчитать киловатты в лошадиные силы, пожалуй, не самая сложная задача для
бухгалтера. Главное – знать, что для определения налоговой базы основополагающую
роль играет техническая документация на машину. Если же вдруг – а такое случается,
вероятно, очень редко – в документах нет сведений о мощности двигателя ни в
киловаттах, ни в лошадиных силах, то расчеты «по аналогии» здесь будут неуместны.
По мнению налоговиков, в сложившейся ситуации обязательно нужно получить экспертное
заключение.
Бумаги прежде всего
В заключение следует отметить, что все данные по машине, которые вы укажете
в декларации, налоговики должны сверить с информацией, поступившей к ним из
ГИБДД. Это и вид транспорта, и показатели мощности его двигателя, и идентификационный
номер, и регистрационный знак, а также и время, в течение которого вы пользуетесь
автомобилем.
При любых расхождениях вас попросят показать инспектору техпаспорт и регистрационные
документы. Если вы уверены в своей внимательности, то ничего плохого такая
просьба для вас не предвещает. Она будет значить либо то, что ошибся сам ревизор,
либо то, что опечатались работники ГИБДД. А их ошибки – это не ваше дело.
Т.В. Амитова, эксперт АГ «РАДА»